К оглавлению

Готика



Я видел Кёльнский собор только на фотографиях, и хотя фотография - лишь искажённый отблеск реальности, всё равно это производит сильное впечатление. Я не знаю с чем сравнить это безумное великолепие...

Постройки других архитектурных стилей сразу воспринимаются, как искусственные, но готика - совсем иное дело. Кёльнский собор не кажется творением рук человеческим, он похож на последствие какого-то катаклизма, на застывший выброс лавы из недр земли. Это не обычная архитектура, а что-то совершенно фантастическое, нарушающее законы нашего мира. Кёльнский собор словно существует вне земного притяжения, он подчиняется иной гравитации. Основа готического храм не внизу, а вверху. Это архитектура вырастающая из неба, опирающаяся на небеса.
Некоторые произведения искусства наделены способностью останавливать наше постоянно мятущееся сознание; его вдруг схватывает мощная сила, вырывает из обычного течения жизни и ставит в преддверии великой тайны. Эта тайна остаётся сокрытой, но её волнующая близость ощущается замершей душой. Лишь на мгновение вспыхивают толи озарения, толи воспоминания. Ещё чуть-чуть и мир опрокинется, перевернётся, потому что мы увидим, мы вспомним, что ВСЁ СОВСЕМ НЕ ТАК! И мы всегда это знали, это знание жило в нас, просто жизнь затуманила наш разум...
В мистическом опыте разных народов существует символ - перевёрнутое дерево, чьи корни находятся в духовном мире, а крона касается земли. "На море на Океяне, на острове на Кургане стоит белая берёза, вниз ветвями, вверх кореньями". Ашваттха, Космическое древо индийской традиции, в одном из основных своих символических значений часто изображалось перевернутым, с корнями на небе: "Наверху корень, вниз ветви, это - вечная смоковница" ("Катха-упанишада").
В жизни человека и целого народа случается утрата внутренней оси, когда мир, Космос трещит по швам, когда душу наполняет отчаянье и мрак, а государственный порядок сменяется хаосом. Где тогда нащупать основание, найти твёрдый фундамент? Казалось бы просто - твердое основание у нас под ногами - эта земля, земное, практическое. Надо выявить самые насущные, обыденные потребности, а уж на этом прочном фундаменте выстраивать всё остальное. Так формулируют задачу многие политические движения. Но твердость, прочность земного - иллюзорна, оно находится в постоянном становлении, здесь всё текуче, подвижно. Здесь всё тленно. Самое прочное основание находится в Вечности. Чтобы понять, на чём держатся все вещи в этом мире, надо глядеть вглубь - в сердце вещей.
Привычная классификация политических движений плоскостная. "Правые", "левые", "центристы" - это ориентация по горизонтали, в области материи. Но там, где идёт творческая работа духа, эти плоскостные координаты ничего не могут определить. Для искусства имеет значение не правизна и левизна, а стиль.
Я бы хотел видеть рождение политического движения готического стиля, новой политической силы, опирающейся на Небеса, вырастающей из них, как готическая архитектура...


К оглавлению