К оглавлению
ОТРАВЛЕННЫЙ ИСТОЧНИК
"Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде "полынь"; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки". (Откр. 8.10-11) Этот фрагмент Откровения толковался по разному, например, в нём увидели предсказание Чернобыльской катастрофы. Я не буду опровергать ни эту, ни другие версии, хотя бы и потому, что до скончания времен трудно что-либо говорить с полной уверенностью, но я попытаюсь указать на возможность иной интерпретации.
Я хочу, прежде всего, обратить ваше внимание на символизм воды в Евангелии. Иисус говорит Самаритянке у колодца о некой "живой воде": "Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную" (Ин.10-15) Подобный же образ появляется в словах Спасителя, сказанных им в Галилее в праздник поставления кущей: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него"[...] (Ин. 7.37-39) Итак, "живая вода" является символом Святого Духа. В связи с этим очень интересен символизм Каны Галилейской. Телу, душе и Духу соответствуют стихии - земля, вода, огонь. Алкоголь иногда называют "огненной водой", и претворение воды в вино означает изменение, преображение человеческой психики, принятие её водной стихией огненных качеств Святого Духа. (Ср. из III-й книги Ездры (14.39-40): "Я открыл уста мои, и вот полная чаша подана была мне, которая была наполнена как бы водой, но цвет того был подобен огню")
Следует отметить, что образ психической энергии (либидо) в психологии Фрейда и Юнга имеет водяной характер. Она похожа на подземную реку, на пути которой могут возникнуть заторы, порождающие комплексы. Русло реки можно изменять, т. е. сублимировать. Нельзя не указать на то, что образ подземной реки смыкается с образом крови, текущей по венам, о которой в Писании сказано: "Душа тела в крови" (Лев. 17.11-12). Даже на бытовом уровне образы крови и психики совмещаются, например, о темпераменте человека говорят "горячая кровь", о сильных эмоциях -"кровь ударила в голову", "вскипела кровь". Русла вен, по которым протекает кровь, имеют свой источник - сердце, которое во всех религиях наделяется духовным качеством. Не случайно в исихазме ум сводится именно в сердце, ибо оно как раз то место, в котором человеческая душа соединяется с "Истинной виноградной лозой" ("Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода [...]" (Ин. 15.1-8))
Посмею предположить, что в стихах Откровения речь идёт не о материальных водах, а о некой душевной пагубе, душевной горечи поразившей человечество. Мне кажется, что опасность подобного бедствия сейчас недооценивается, всё больше речь идёт о голоде, войнах и т. д. Но современная, всё возрастающая эпидемия алкоголизма и наркомании - это очень серьёзный симптом. Можно найти множество причин в социальной сфере или где-нибудь ещё, но всегда за кадром остаётся что-то главное. Эта главная причина - утрата смысла существования. Даже в тех случаях, когда проблема не понята, не сформулирована, она скрыто отравляет психику непонятной горечью "полыни", в результате чего человек утрачивает вкус к жизни. Сознание в таком положении превращается в палача, ибо оно способно лишь констатировать бессмысленность бытия. Сознание становится болью, болезнью, которую каждый лечит в соответствии со своим уровнем - заурядно напиваясь, просто "ширяясь" или отправляясь в пейотное путешествии по мирам Кастанеды. Из всех человеческих идей и стремлений остаётся лишь жажда идеального снотворного, способного подарить бесконечный кайф, из которого уже не будет пробуждения...
Мне кажется, что погибель роду человеческому может прейти вовсе не оттуда, откуда её все ожидают. Просто в один прекрасный день все эти великолепные достижения цивилизации могут стать не нужными. "Ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?" (Мк. 8.36)
К оглавлению