К оглавлению
Совершенная радость
"И жили они долго и счастливо..." На этой фразе истории заканчиваются. Хэппи-энд - это именно "счастливый конец", финал, после которого рассказывать больше нечего. Счастливой жизни не бывает, есть только счастливые моменты, мгновения. Жизнь вовсе не похожа на счастье, она скорее - катастрофа. Она не ослепительный экзотический круиз, не весёлое времяпрепровождение. Если мы и купили билет, то на "Титаник". Этот корабль рано или поздно утонет.
Мы любим строить планы и многое в нашей жизни возможно, но не является неизбежным. Мы можем поступить в институт или не поступить, можем найти свою любовь, а можем и не найти, мы можем добиться успехов в карьере, а можем потерпеть крах. И только в отношении смерти можно быть стопроцентно уверенным - мы от неё никуда не денемся. Это единственная твердая реальность в ожидающем нас будущем. В конце концом нам предстоит пережить разрушение. Наше тело, тела наших любимых, близких людей подвержены распаду. Мы бьёмся за свою жизнь, за своё здоровье, своё благополучие, за свою безопасность. Но мы никогда не одержим в этой битве окончательной победы. Всё, чего мы добиваемся в лучшем случае, - это выигрываем время. А время - величина уменьшающаяся, убегающая, как песок в часах, как вода, проливающаяся сквозь сжатые пальцы. Мы можем оттянуть развязку, но не в силах её отменить. Наша жизнь сжимается как шагреневая кожа. Как можно жить с этим страшным ощущением?
В "Колыбели для кошки" Курта Воннегута есть такие стихи:
Наступит день, наступит час -
Придёт Земле конец
И нам придётся всё вернуть,
Что дал нам в долг Творец.
Но если мы Его кляня поднимем шум и вой,
Он только улыбнётся, качая головой...
Когда мы встречаемся с ужасной реальностью разрушения нашей жизни, когда смерть отбирает у нас всё, то что сохраняется, что не разрушается? Вся мирская суета, все житейские привязанности опадают подобно осенней листве, и остаётся лишь наше Я - обнажённое, голое, как в момент появления на свет.
Разрушительная сила пробуждает нас и возвращает к бессмертной основе личности...
Мы себя теряем в этом мире, мы запутываемся, мы забываемся. Есть страшная рутина, повторяющаяся из поколения в поколение, из неё очень трудно выскочить, она затягивает, ты просто делаешь то, что и все, и как по рельсам, не раздумывая несешься по наезженной дорожке. А что ждёт в конце её? "Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесные врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их". Для того чтобы соскочить с наезженной, широкой дороги нужна переоценка ценностей.
Обыватель живёт так, словно он - вечен, разговоры о смерти он считает бестактностью или следствием плохого пищеварения. Обыватель живёт так, будто он и через триста лет будет так же шляться по магазинам, сидеть перед телевизором. В его существовании нет ощущения конечности, и поэтому его жизнь неправильно построена, малоинтенсивна (как пишет Блок в одном стихотворении: "жизнь не зная истребленья - так, только замедляет шаг").
Обыватель боится дурных эмоций, страшного, пугающего, потому что это портит ему настроение. Он не хочет становиться чем-то другим, он хочет вечно пребывать в одном и том же состоянии. Но если ты дерзнул измениться, то смерть становится твоим союзником. Это давно сказано мудрыми людьми: живи так будто каждый твой день - последний. Смерть - лучший оценщик поступков. Ценности, выдерживающий её взгляд - подлинные. Жизнь обывателя - это дом построенный на песке: эти маленькие житейские радости, привычные желания неминуемо разрушатся.
Спаситель не обещал своим ученикам житейского счастья, совсем наоборот: "В мире будете иметь скорбь". Но в то же время Он сказал им: "Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна".
И эту совершенную радость ничто разрушить не сможет...
К оглавлению