К оглавлению

ВСПОМНИТЬ ВСЁ



В фильме Роджера Споттисвуда “6-й день” представлена примерная технология дублирования человека в недалёком будущем: клонируется телесная копия образца и в мозг переписывается его память. Творения человека влияют на его мировоззрение: он сам себя начинает воспринимать, как компьютер. Мозг - это процессор, на жёсткий диск которого можно скинуть файлы и записать программку. В таком случае память, если и не равнозначна человеческой душе, то каким-то образом непосредственно с ней связана.
Жак Бержье пишет в “Тайной войне оккультных сил” о загадке памяти: “Нет ни одного сколько-нибудь удовлетворительного научного объяснения феномена памяти. Следует признать, что у памяти нет материальной основы и она представляет собой нечто, что религиозные люди называют “душой”, оккультизм именует “тонким веществом” и что наука отчаянно отрицает”. Правда, это было написано где-то в 70-х годах ХХ века, а я не в курсе - насколько продвинулась наука в этом вопросе...
Помню - значит существую. У героя фильма Кристофера Нолана “Помни” редкая форма амнезии. Он помнит о себе всё, но только до момента травмы головы, которая вызвала у него синдромом потери кратковременной памяти - через 10 минут он забывает, что с ним было только что. Он каждое утро просыпается в незнакомом месте, не понимая, что он здесь делает: “Злишься и не знаешь - почему? Сделаешь то, что и не думал 10 минут назад”. Он заново знакомится с человеком, которого видел вчера. В фильме звучит фраза: “Удовольствие от чтения в том, чтобы узнавать, что будет дальше”. А если ты всё время забываешь “содержание предыдущих страниц”, теряешь связи и имена окружавшего мира, возможность воспринимать его обыденно, привычно? Персонаж фильма говорит: “Я должен быть уверен, что когда я закрою глаза, этот мир не исчезнет. Каждому нужны воспоминания, чтобы помнить - кто он”. А вот с этим-то - самая большая проблема...
Знает ли здоровый человек, обладающий нормальной памятью, - кто он? Что можно предъявить на этот вопрос - своё имя, фамилию, прописку, номер удостоверения, социальный статус, диплом об образовании и кучу фактиков, скопившихся в мозгу? И что, эта кучка бесформенного мусора и есть наша личность? Это всего лишь наша маска, которую мы носим, а что под ней? И этот вопрос, всерьёз поставленный себе, выталкивает нас в положение больного амнезией - мы вдруг обнаруживаем серьёзные пробелы в нашей памяти. Мы не знаем, кто мы, мы на самом деле не знаем, где находимся и для чего? В бесконечности времени и пространства мы однажды обнаружили себя в этой обстановке, окруженные непроницаемой темнотой неизвестности.
Человечество пытается победить эту окружающую его тьму выкапывая древние развалины, тревожа прах былых времён, оно старается победить пространство запуская в космос ракеты. Но это всё равно, что чёрпать ложкой море. Количество фактов увеличивается, но тьма не становится прозрачнее...
Платон учил об ином познании - воспоминании бессмертной души человека о мире вечных идей, созерцаемом ею до вселения в темницу бренного тела. Эта Предвечная Память - источник всякого личного творчества, гениального прозрения. Мы не столько творим, сколько припоминаем, продираемся сквозь пелену, затуманившую наше сознание. Орфики считали, что души, пред тем, как прийти в мир, пьют из источника Забвения, который наполняет их жаждой воплощения в земных телах.
Вячеслав Иванов пишет в книге “Дионис и прадионосийство”: низшая, “титаническая” природа человека восстаёт против божественного всеединства. Он замыкается в своей индивидуальности и противится жертвенной самоотдаче. Вопреки его воле надлежит ему собственной смертью уплатить за вину своей эгоистической обособленности. Но за порогом смерти живыми водами из “озера Памяти” восстанавливается сознание забытого единства. В орфических общинах Петелии и других мест южной Италии к покойнику в гроб клали золотые пластины с напутственным заветом:
Вячеслав Иванов пишет: “Представление о прохладных водах Памяти противополагает миру земного разделения потусторонний мир божественного единства: разделение - забвение, воссоединение - воспоминание”. Можно лишь добавить, что ритуальное переживание смерти, присутствующее в обрядах разных времён и народов, вызывается стремлением к прижизненному достижению озера Памяти. Умереть надо ещё при жизни; умереть, чтобы воскреснуть...
“Я не удивился бы, - говорит Сократ у Платона, в диалоге “Горгий”, - если бы оказалось, что Еврипид сказал правду в этих стихах: И от мудрецов слыхал я, что мы мертвы и что тело наше гроб”.

К оглавлению