К оглавлению
Чудо
Наш мир - это царство Закона, механических закономерностей, царство судьбы. Можно подчиняться Закону или бунтовать, но от него невозможно уйти. Тех, кто противиться судьбе, она тащит за волосы. Более того, бунт, в конце концов, оказывается лишь частью сценария судьбы. Есть старая притча про человека, который попытался убежать от смерти, но, как оказалось, спешил к ней на встречу. Мойры - один из самых неумолимых образов греческой мифологии, даже сам Зевс не мог вмешаться в их работу. Эти дочери Ночи, породившей одновременно с ними Смерть и Сон, олицетворяют некий от начала мира начертанный сценарий, который мы, простые смертные, проигрываем, как механические куклы в музыкальной шкатулке. Судьбу нельзя изменить, ей бессмысленно молиться, она - чудовищный вселенский механизм, включающий нас в качестве недолговременных шестерёнок. Значит ли это, что нам следует капитулировать и сделать любовь к судьбе главной добродетелью?
Но в нашей душе живет интуиция чуда. Даже, если мы не разу с ним не сталкивались, в нас всё равно существует его ожидание. В книге какого-то психолога, кажется Александра Лоуэна, прочитал иронически-горькую фразу: "Мы все ждём Деда Мороза, а в конце концов приходит Смерть". На протяжении жизни мы убиваем нашей трезвостью это чувство, наши разочарования разъедают его, но от рождения в нас вложено ощущение того, что есть Сила, способная отменить власть Закона.
Эта интуиция чуда двояка. До тех пор пока мы окончательно не убили его, в нас живет ожидание чуда светлого. Что-то порой касается нас краешком в снах - самых лучших и самых редких. Чуточку приоткрывает нам окошко мир Благодати, мир Свободы, в котором Закон уже не имеет силы, который не знают разделения и отчуждения.
Но кроме ожидания светлого чуда в нас шевелится ужас перед чудом черным. Он как тень крадётся за нами, душит нас в кошмарах, накидывается порой беспричинным страхом. И кажется тогда, что вот сейчас случится нечто такое, от чего рухнет весь мир.
И можно полагать, что наши чувства не обманывают нас и обозначают, прорисовывают недоступную глазу реальность: где-то над нашим миром Закона находится Царство Благодати, а где-то под ним клокочет изначальный Хаос, древний дракон. Закон защищает нас от Хаоса, который хочет прорваться в Космос и разрушить его, но только до тех пор, пока Благодать окончательно не победила.
К оглавлению