К оглавлению

Экстаз слияния



Дугин в своей лекции привел интересную информацию: оказывается, ученые считают, что для такого существа, как человек, 9 месяцев вынашивания - недостаточно. И получается, что после рождения ребенок как бы донашивается внутри социума, который его окончательно формирует.
Мы - существа социальные. Социум вошел в нашу плоть и кровь, и мы даже не замечаем - насколько глубоко это проникновение.
В любимом мною "Солярисе" Тарковского Снаут в разговоре с Кельвином в библиотеке космической станции говорит, что человек бегает по свету, летит к другим планетам, все что ищет, но на самом деле человеку нужен человек.
Эрик Берн пишет в книге "Игры, в которые играют люди": "Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании сенсорного голода и о необходимости в жизни ребенка стимулов, которые обеспечивают ему физический контакт. К этому выводу весьма нетрудно прийти и на основе повседневного опыта. Подобный феномен можно наблюдать и у взрослых людей в условиях сенсорной депривации. Имеются экспериментальные данные, показывающие, что сенсорная депривация может вызвать у человека временный психоз или стать причиной временных психических нарушений. Вполне вероятно, что в биологическом плане эмоциональная и сенсорная депривации чаще всего приводят к органическим изменениям или создают условия для их возникновения".
Очень часто случается так, что человек с мизантропическими взглядами тем не менее пишет, а затем публикует книгу или снимает фильм, т.е. он испытывает потребность в общественном признании. И субъекты, выступающие против большого сообщества, тут же организуют свое малое сообщество. Примером, может служить "малый народ", организующий революции, или мифический образ современного кинематографа - вампиры, живущие особыми, аристократическими кланами.
Общение человека с человеком не сводится к одной рациональности, т.к. сам человек не является чисто рациональным существом. В общение непременно включается вся наша психика, то, что психологи называют бессознательным, и мы начинаем испытывать эмоции, зачастую никак не связанные с рациональной стороной общения. Некий человек говорит правильные слова, но он страшно раздражает нас или нагоняет на нас невыносимую скуку. Милая девушка говорит ужасные глупости, но мы испытываем странное воодушевление.
Эрик Берн пишет, что в нашей психике существует Ребенок, Родитель, Взрослый, и во время общения между этим персонажами могут завязываться интересные взаимодейтствия, приводящие иногда к долговременным играм…
И создаваемые общности не могут базироваться только на рациональности. Очень часто бывает так, что импульс породивший общность, со временем угасает, и остается лишь ее абстрактный символ, сводящийся лишь к холодной рациональности…

2. Ритм

Для создания общности немалое значение имеет общее, ритмитическое действие, когда отдельные части сливаются в единый организм. Это может быть совместный ритуал, молитва, манифестация, парад т.е. такое действие, которое идею общности переводит из области абстрактного в область конкретного.
Например, с древних времен у славян существовал древний круговой массовый обрядовый танец - хорово?д. Во время танца выполняются семь символических фигур. Каждая из фигур исполняется под определённую песню и в определённом ритме: от плавного и неспешного у начальных фигур до стремительного - у завершающих.
В суфизме существует особая духовная, медитативна практика - зикр, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Бога. Во время произнесения зикра исполнитель может совершать особые ритмизированные движения, принимать определённую молитвенную позу (используя стимулирующие и наркотические средства. Причем, некоторые суфийские братства указывают на "опасности" уединённого зикра, и советуют сочетать его с коллективным зикром, который мог отправляться как во время больших "собраний" (хадра), так и в небольших "кружках" (халка) подвижников. Правила коллективного зикра в некоторых братствах предписывают их участникам определённые позы и контроль над дыханием. Во время коллективного зикра приняты кружения дервишей. Важную роль в совершении коллективного зикра играет духовный наставник и руководитель суфийской общины. Он наблюдает за исполнением зикра во время совместных радений с тем, чтобы его последователи не позволяли себе симулировать экстатическое поведение или "работать на публику".

3. Коллективное тело

Русские сектанты, которых называют "хлыстами", создали особую практику слияния индивидуумов в коллективное тело - радения. У Горького в "Жизни Клима Самгина" есть интересное описание этого коллективного ритуала. Марина, "богородица" хлыстовского корабля, позволила Самгину посмотреть на ритуал в щелочку:
"Под полом, в том месте, где он сидел, что-то негромко щелкнуло, сумрак пошевелился, посветлел, и, раздвигая его, обнаруживая стены большой продолговатой комнаты, стали входить люди - босые, с зажженными свечами в руках, в белых, длинных рубахах, подпоясанных чем-то неразличимым. Входили они парами, мужчина и женщина, держась за руки, свечи держали только женщины. Огни свеч расширили комнату, - она очень велика, - окон в ней не было, не было и мебели, только в углу стояла кадка и на краю ее висел ковш. В сумраке серый полукруг людей зашевелился, сомкнулся в круг. Запели нестройно, разноголосо и даже мрачно - на церковный мотив. Когда кончили петь, - заговорила Марина:
- Зажигайте огонь духовный!
Круг вращался быстрее, отдельные фигуры стали неразличимы, образовалось бесформенное, безрукое тело, - на нем, на хребте его подскакивали, качались волосатые головы; слышнее, более гулким стал мягкий топот босых ног; исступленнее вскрикивали женщины, нестройные крики эти становились ритмичнее. Это продолжалось утомительно долго. Самгин почувствовал, что этот гулкий вихрь вовлекает его, что тело его делает непроизвольные движения, дрожат ноги, шевелятся плечи, он качается из стороны в сторону, и под ним поскрипывает пружина кресла.
Самгин почувствовал, что он теряет сознание, встал, упираясь руками в стену, шагнул, ударился обо что-то гулкое, как пустой шкаф. Белые облака колебались пред глазами, и глазам было больно, как будто горячая пыль набилась в них".
Александр Эткинд в книге "Хлыст. Секты. Литература и революция" пишет: "Русские сектанты поклонялись телу особенному, претворенному в коллективе, прошедшему радикальную переделку культурой и благодаря этому воссоединившемуся с Духом. В экстатическом радении отдельные тела участников сливались в одно большое тело. Содержанием ритуала было не поклонение отдельному телу как воплощению индивидуальной личности, но наоборот, слияние тел в сверхличное коллективное тело. В этом, видимо, была социальная функция экстатического ритуала хлыстов, скопцов и других близких сект. К переживанию такого телесного, абсолютно реального соединения сводится смысл всех входящих в радение ритуальных элементов - хорового пения, совместного кружения и, наконец, группового секса. Если последний элемент практиковался нечасто, а первый не является специфическим, то изобретение совместного кружения как социальной практики является особенным достижением хлыстов. В христианском мире хлысты делят этот приоритет только с американскими шейкерами и еще с английскими квакерами (последние, впрочем, скоро отказались от кружений-танцев); вне христианства отчасти схожий ритуал практикуют суфии".

4. Дионис

Можно так же вспомнить и античные вакханалии, смысл которых открывается в миф о Вакхе-Дионисе. В соответствие с ним, титаны разорвали и съели Диониса, и разгневанный Зевс испепелил титанов. Из этого пепла и был создан человек. Таким образ в человеке совместились две природы - титаническая сила самоутверждения, обособления, эгоизма, и божественная, дионисийская сила к Единству. Дионис - бог виноградной лозы, виноделия. И коллективное опьянение, коллективный экстаз вакханалий разрушал все социальные и личностные барьеры, возвращая индивидуумов в море изначального Единства…

5. Лоза

Но вино и виноградная лоза нам так же часто встречается и на страницах Евангелия: "И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все: ибо сие есть Кровь Моя…".
Но в данном случае нас интересуют такие слова Христа: "Я есмь виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есьм лоза, а вы ветви: кто пребывает во мне, и я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают". Здесь нам дается четкая схема: каждый человек не является обособленной монадой, витающей в пустоте пространства, а подобен ветке на божественной лозе. Если же человек начинает обособляться, увлекаемый титанической силой, то он отсекается и засыхает. Или, говоря словами Эрика Берна, в условиях эмоциональной и сенсорной депривации личность начинает разрушаться…


К оглавлению