К оглавлению

О сказках



И з детства помню, как у тети Вали, лежа на кровати я читал большой сборник, кажется белорусских сказок. Образы тогда воспринмались на полном серьёзе, без дураков, без скидки на сказочность и такого впечатления на меня никакие кинотриллеры потом не оказывали. Меня почему-то всегда тянуло на мрачноватое, поэтому из всего разнообразия тех сказок мне запало в память нечто ночное, с одиноким зловещим мостом, на который в полночь является какая-нибудь демоническая сила для борьбы с отважным богатырём. Но особое впечатление оставила одна сказка, не помню, как она называлась. Было там что-то про юношу, вызволявшего как это в сказках принято, свою любимую. И вот они ложатся спать где-то в открытом поле. Ночью полная Луна, бросающая свой бледный отсвет на зелмю, пробудждает дремлющие в земле останки. Из могил встают скелеты, чтобы отправиться по лунному лучу на на этот безжизненный спутник Земли - на праздник мертвецов. Возлюбленная тоже поддалась этому зову и, превратившись в скелет, присоединилась к другим мертвецам. После у меня всегда мысли о о пустынной, покрытой кратерами поверхности Луны, её вид со странным рисунком на поверхности ("Баба с коромыслами" - говорила бабушка) ассоцировались с мотивами той мрачноватой сказки.

Уже в классе восьмом я прочёл "Алису в стране чудес", иллюстрации у книжки были хорошие, и сам стиль книги поразил меня, познакомил с незнакомой атмосферой, не подчиняющей логике обычного мира. Еще позже - в классе 9-10 вместе с другом мы зачитывались книжками Туве Янсон про Муми-троллей, эти сказки были просто великолепными, как и иллюстрации, нарисованные автором. Вообще, авторские иллюстрации, как я заметил, бывают самые лучшие. В детстве мы запоем читали Сетон-Топсона: он писал замечательные рассказы о животных, любимой книгой у нас были его "Маленькие дикари", снабжённые превоходными рисунками автора.
Самая последняя сказка, прочитанная мною года четыре назад - "Винни Пух". У Милса превосходное чувство юмора, да и перевод Заходера очень хорош. В книжке есть эпизод, над которым я смеялся до колик: когда вся компания стоит на мосту и вдруг видит проплывающего по речке Иа, между ними происходит бесподобный диалог.
Сказки - явление замечательно, если только этот жанр не занижать. В сказочность нельзя играть, фальш с аляповатыми петушками и Царями-горохами омерзительна. Очень много противного и искусственного, сделанного из пластика в так называемом жанре "фэнтези". Подобная подделка не ведет ни к какой глубине, она её симулирует. Подделка под искусство пользуется незамысловатыми приёмами, чтобы привлечь внимание читателя, очень часто эксплуатируется любовь к различной экзотике. За призванными на страницы книг троллями, колдунами и гоблинами чаще всего ничего, кроме скуки, не скрывается...
Искусство сказки в своей глубине - страшная мощь. Великие вожди - все были великолепными сказочниками, люди не могут противиться обаянию сказок, они, даже самые черствые, в глубине души о них мечтают: чтобы пришёл добрый волшебник и послал эту предсказуемую повседневность к чёртвой бабушке и стал творить чудеса.


К оглавлению