К оглавлению

НЕПРЕРЫВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ



По прочтению "Сущности анархизма" Поля Эльцбахера у меня возникли мысли, которыми я бы хотел поделиться. Анархическая критка государства кажется во многом справедливой, обоснованной. Ещё несколько лет назад высказывания идеологов анархизма не воспринимались бы с той степенью одобрения, как сейчас, но опыт строительства "либерального государства" выбил из нас много государственических иллюзий. Сейчас особенно очевидно, что существует постоянная угроза "автономизации государства", его обособления от нации, превращения в некую самодостаточную систему, замкнутую на своих внутренних интересах.
К тому же для христианина государство в принципе не может стать абсолютом, государство - всего лишь меньшее из зол, да и то при соблюдении ряда условий, при проведении определённой политики. "Удерживающий" - это не государство вообще, не система, а скорее политик (или политики) с определённым умонастроением; речь идёт о субъекте, а не о механизме. Христианин по духу своей религии не может быть так называемым "государственником", "государственичество" - это идопоклонство, и именно это идопоклонство разовьётся до своих пределов в тирании антихриста.
Государство оправдано всего лишь как срество для воплощения великой национальной или государственной идеи, без неё она всё равно, что тело без души, т. е. труп, мёртвый механизм подавления.
Ле Бон считал, что разрозненные группы людей образуют народ лишь по обретению оющего идеала. Осуществление его порождает цивилизацию. Но в случае ослабления идеала народ начинает рассыпаться на множество эгоизмов, превращаясь в толпы. Наступает время черни и варваров. И именно тогда роль государства становится всепоглощающим, оно превращается в единственную скрепу, соединяющую разрозненную массу обособленных людей в единое целое. Образуется лишь видимость нации, разрушаемая до основания первой серьёзной грозой. Таким образом усиления государства может служить пугающим признаком разложения народа (Именно к такому состоянию хорошо подходят слова Карла Маркса: "Государство - частная собственность бюрократов). Но более того, обособившееся государство может само становиться катализатором подобного разложения. Толстой говорит: "Расчёт или даже бессознательное стремление насилующих всегда будет состоять в том, чтобы довести насилуемых до неслыханного ослабления, так как чем слабее будет насилуемый, тем меньше потребуется усилий для подавления его".
Подобное антинациональное государство заставляет вспомнить о евангельских словах: "Се, оставляется вам дом ваш пуст". И в этой мерзости запустения неизбежно заводится нечистая сила... В самой природе государства, в жажде подчинять всё контролю, словно присутствует зерно тотальной диктатутры Зверя, которое окончательно прорастёт и распуститься в конце времен. Известно, что антихрист взойдёт на беззаконии, но это беззаконие может порождаться не только антигосударственным отрицанием, но политикой государства, что, собственно, сейчас и происходит. Поэтому то, что утверждает анархизм в своей критической части кажется справедливым. Иное дело - положительная часть; она выглядит довольно наивной.
Трудно поверить в то, что сокрушение государства и анархическая самоорганизация способна разрешить человеческие проблемы и победить царящее ныне зло. Источник зла находится в человеческой душе и государство - лишь её отчуждённое порождение. Анархическая революция возможна, в подобном перевороте нет ничего невероятного, но этот переворот в итоге ни к чему не приведёт. В анархической общине зло начнёт снова проростать, воспроизводиться, порождая новые формы тирании. (Интересно, что под очень многими высказываниями идеологов анархизма могли бы сегодня подписаться и либералы, выступающие за снижающие роли государства ради "предпренимательской свободы". Но подобная политика приводит не к освобождению народа, а к ещё большему закабалению в тисках безжалостной диктатуры капитала. Тирания может принимать не только государственные формы). Отсюда следует, что наиболее радикальная революция должна носить ДУХОВНЫЙ характер, она должна быть направлена не столько против внешней системы (любая победа в этом плане всегда иллюзорна, временна), а против ветхого человека. Эта революция должна распространяться не только во вне, но внутрь - в глубь человеческой души. И ясно, что подобный переворот не может произойти одномоментно, как представляли анархисты, скорее речь должна идти о некой ПОСТОЯННОЙ РЕВОЛЮЦИИ, которая будет развиваться с переменным успехом до последних времён.

Цитаты

Прудон: "Демократия есть ничто иное, как конституционный произвол, сменяющий другой конституционный произвол".
Штирнер: "Государство и нищенство - два нераздельных явления. Государство недопускает мне быть полезным и существует лишь благодаря моей ничтожности. Оно старается извлечь из меня выгоду, т. е. эксплуатирует меня, грабит; оно желает, чтобы я был его созданием".
Бакунин: "Государство - это насилие, мало того - тщеславие, пристрастие к насилию". Государство развращает правителей: "Привелегиям и всяким привилегированным положениям присуще свойство отравлять ум сердце людей. Человек привилегированный в политическом или экономическом отношении испорчен душой и сердце". "Даже в самых чистых демократиях, каковы Американские Соединённые штаты и Щвейцария, властное мешьшинство господствует над порабощённым громадным большинством".
Кропоткин: "К чему эта ограомная машина, которую мы называем госудаством? Для того ли, чтоб помешать эксплуатации работника капиталистом, крестьянина землевладельцем? Или для того, чтоб обеспечить нам работу? защитить нас от ростовщика; чтобы дать пищу плачущему ребёнку? Нет, тысячу раз нет!" Государство создаёт армию чиновников - пауков, которые видят мир сквозь грязные окна своих канцелярий. Громадные и всё возрастающие суммы, взимающие государством с народа, никогда не хватает им. Государтсво живёт на счёт юудущих поколений, запутывается в долгах и идёт к разрушению. Государство пораждает войну. Одно государство старается ослабить, разорит другое для того, чтобы навязать свой закон, свою политику, свои торговые договоры, чтобы обогатиться за их счёт. И одновременно с внешней войной бушует и внутренняя. Государство, которое вначале воспринималось, как защита для всех, и в особенности для слабых, превратилось теперь в орудие богатых против обездоленных, имущих против неимущих. "Парламентаризм, на который возлагали столько надежд, стал простым орудием интриг, личного обогащения, помехой для народной самодеятельности". "Парламентаризм внушает одно отвращение тем, кто наблюдал его близко". "Разве гражданские права созданы для тех, кто нуждается в них? Конечно, нет. Какие доводы приводит буржуазия в пользу свободы печати? Её бессилие. "Посмотрите, - говорит она, на Англию, Щвейцарию, Соединённые Штаты, - печать там свободна, а между тем, владычество капитала обеспечено там, как нигде".
Толстой: Государство - господство злых. "Правительства в наше время - все правительства, самые деспотические так же, как и самые либеральные, - сделались тем, что так метко называл Герцен, - Чингисханом с телеграфом". Люди, власть имущие, "совершают насилия уже не во имя противодействия злу, а во имя своей выгоды или прихоти, а другие люди подчиняются насилию не потому, что считают, что насилие делается над ними во имя избавленияих от зла и для их добра, а только потому, что они не могут избавиться от насилия". "Обладание властью развращает людей". "Люди, обладающие властьЮ не могут не злоупотреблять ею". "Сколько ни придумывали люди средств для того, чтобы лишить людей, стоящих у власти, возможности подчинять общие интересы своим, все эти меры оказывались и оказываются недействительными. Все знают, что люди, находящиеся у власти, - будь они императоры, министры, полицеймейстеры, городовые - всегда именно потому, что имеют власть, делаются более склонны к безнравственности, т. е. к подчинению общих интересов личным, чем люди, не имеющие власти".

К оглавлению