К оглавлению

У гроба Христова



Евангелие ничуть не приукрашивает картину: после распятия Иисуса ни один из учеников уже не верил в Его воскресение.
Это было полное поражение. Праздник закончился, музыка оборвалась, очарование прошло. Осталась лишь необоримая, жестокая реальность жизни, которую не переспорить, не одолеть. Плетью обуха не перешибешь, головой не пробить стену. Случилось то, что всегда случалось под Солнцем - ОНИ победили, ОНИ всегда побеждали, эти практичные люди - политики, торговцы, продуманы. Они знают, как обделывать дела, у них прекрасные инстинкты. Если уйдут эти, то придут другие с такими же прекрасными инстинктами, и всё продолжится по-старому. Законы мира неизменны. Хотя Он и говорил, что победил мир, но мир сей торжествует, а Он лежит во гробе. Что может быть убедительнее это факта? На все Его слова мир выдвинул поистине убийственный аргумент - Христос был мертв, по-настоящему мертв. Разве на это можно чем-то возразить? Мёртвого Учителя оставалось только похоронить, только и всего... Отдать последнюю дань уважения.
Чудак... Хороший, но чудак... Посеял надежды, которые растаяли вместе с Его смертью. Но все раны со времен заживают, горечь оставляет следы, но всё проходит. Апостолы были готовы продолжать жить без Учителя, с учётом неприятного опыта...
Женам-мироносицам, конечно, не поверили. И я вполне понимаю апостола Фому, хотя он стал символом неверия. Легко осудить, но от этого прикосновения к ране разрушался, рассыпался в прах привычный мир. Фоме было важно убедиться, ведь вопрос-то был сверх-сверх-важный. В общем-то и Спаситель это понимал, и не стал возражать.
И вот два тысячелетия спустя всё так же, как и в те евангельские дни после распятия. Торжество мира сего очевидно, а Спаситель - нечто вполне легендарное, сказочное. Евангелие сейчас - это всего лишь книжка среди тысяч прочих книг. Кто в наше время верит книгам? И Пасха Христова - скорее ритуал, не имеющий никакого отношения к реальным событиям. Ведь под Новый год никто не ждёт реального Деда Мороза. Вырождение в чистый ритуализм очевидно и потому, что храмы на Светлое Воскресение наполняют те самые практичные люди - политики, торгаши и продуманы - прямые наследники распинателей Христа. Если они в Храме, то как там может быть Спаситель?
И для того, чтобы сейчас поверить в Воскресение надо совершить невозможное, невероятное. Надо сломать нерушимую очевидность этого мира, надо одним прыжком преодолеть Бездну...

К оглавлению